Наука выполняет в современном обществе важнейшие функции:
·
мировоззренческую: формирует определенный
тип мировоззрения. Наполняет мировоззрение объективными знаниями о природе и
обществе, способствует формированию человеческой личности, как субъекта
познания и деятельности;
·
познавательную: дает систему
знаний и систему методов познания мира. Наука
занимается производством и воспроизводством знания, которое принимает формы
гипотезы или теории, описывающей, объясняющей и систематизирующей добытые
знания, позволяющей прогнозировать дальнейшее развитие;
·
образовательную: содержательно наполняет
образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс
обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию
образования на базе
разработок психологии,
антропологии, педагогики, дидактики и др. наук;
·
аксиологическую: задает систему ценностей;
·
социально-политическую: определяет цели и
программы развития общества и человечества в целом, является важнейшим
социальным институтом современного общества;
·
культурно-духовную: являясь частью
культуры, оказывает серьезное воздействия на остальные элементы культуры – на
философию, искусство, религию, мораль, право,
идеологию. Создает специфический тип духовности. Так как наука является
общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти, она составляет важную
часть культуры;
·
материально-преобразующую: во взаимодействии с техникой
является производительной силой, определяющей
прогресс общества. Эта функция приобрела особую роль в ходе НТР 20 века. В это
время роль науки в производстве значительно выросла, то есть наука стала
непосредственной производительной силой. В настоящее время наука активно
участвует в производстве, а также тесно внедрена в другие сферы жизни общества –
здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт. Наука также формирует
такие отрасли, как социология управления, научная организация труда и пр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий