суббота, 1 февраля 2014 г.

Философия. Наука как форма общественного сознания и элемент культуры.

Наука является одной из форм общественного сознания наряду с философией, религией, моралью, правом, политикой, искусством. Посмотрим на взаимоотношения науки и других форм общественного сознания.
а) Наука и философия
Философия – это совокупность учений о проблемах бытия. Философы размышляли и размышляют о началах, принципах, законах, структуре и смысле бытия. Философия – это особый вид духовной деятельности человека, основа различных типов мировоззрения. Философия является одной из форм рационального знания, использующая свой особый язык, обязательными элементами которого являются категории, принципы и идеи. Нередко философия для своих целей использует язык искусства – образы, символы и мифы.
Так как целью философии является обнаружение смысла бытия на основе объяснения окружающего мира, отвечая на вопрос: что есть это? – Что есть мир? Что есть Бог? Что есть человек? Что есть истина? Что есть красота? Что есть любовь? Что есть жизнь? и т. д., философ всегда изображает предмет как идеализированный объект. Например, «человек» в рамках философии – это идеализированный объект, а не эмпирический человек. Все, что говорит тот или иной философ о человеке, формирует определенный смысл понятия «человек» на основе процедур абстрагирования и идеализации, используемых и в науке.
Основной проблемой, предметом, основным вопросом философии является проблема бытия.
Наиболее серьезной проблемой является проблема различия философского знания и научного. Эта проблема широко обсуждалась в рамках философии позитивизма на протяжении последних ста лет. Кроме того, в марксизме философия определялась как наука. В философских словарях и учебниках советского периода можно было найти следующее определение: "Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления". Более того, на протяжении всей истории существовала теснейшая связь между научными знаниями и философией. В период Античности философия играла роль теории для научного знания. Знания по математике, физике, биологии, психологии были включены в содержание философских концепций. В Новое время философия играла роль науки наук, предлагая развивающемуся естествознанию общенаучные методы исследования – метод дедукции, открытый Рене Декартом и метод индукции, созданный Фрэнсисом Бэконом. Наконец, Гегель сформулировал диалектическую логику в качестве универсальной, общенаучной теории.
 В настоящее время признано, что научное знание объективно, общезначимо. Научное знание всегда обосновано, логически систематизировано, имеет эмпирический базис, то есть истина представлена не только как результат исследования, но и как процесс. Научное знание системно организовано, развивается в виде теорий, школ, научных направлений, парадигм.
Философское знание, в отличие от научного, не является объективным, общезначимым, то есть, нет такой философской теории, с которой согласилось бы все сообщество философов в какой-то исторический отрезок времени. Поэтому мы говорим, что философское знание плюралистично. Предполагается одновременное существование противоположных, альтернативных философских систем, которые считаются "истинными".
Принципиально различны и модели развития науки и философии. В науке происходит движение от теорий с меньшим эмпирическим содержанием к теориям с большим эмпирическим содержанием. Поэтому новая теория вбирает в себя все самое лучшее, что было в старой теории. Старая теория обычно выглядит как частный случай новой теории. Иначе обстоит дело с развитием философии. Появление новой концепции не обесценивает содержание предшествующей, например, система Гегеля не отменяет философию Канта, Ницше не опровергает Фейербаха. Развитие философии кумулятивно: каждая "новая" философия лишь добавляется к массе ранее созданных концепций. Каждая новая философия открывает новый смысл бытия, отражает новую систему мировоззрения.
 Философские теории не могут быть эмпирически обоснованы в ходе эксперимента или опыта, но это не значит, что философское знание не обосновано вообще. Обоснование философского знания строится на основе интерпретации высказанных философских тезисов на материале любого знания, не обязательно только научного.
 Таким образом, "истинность" философской концепции является специфической. Философская теория отражает не объективную реальность, а определенный смысл бытия, детерминированный социально-историческими условиями, и он не является общеобязательным.
Итак, философия и наука имеют сходство, обе относятся к рациональному типу знания, но философское знание необъективно, плюралистично, эмпирически и логически не ограничено; научное знание – объективно, всеобще, логически, эмпирически обосновано.
б) Наука и мораль
Мораль как форма общественного сознания представляет собой моральное сознание. Оно отражает не правовые нормы поведения, общения и взаимоотношений людей, которые поддерживаются и регулируются общественным мнением и духовными авторитетами. Моральные нормы – это неписаные законы поведения, воспроизводимые социальным организмом на основе традиций, обычаев и привычек. В моральное сознание включаются так же нравственные понятия – добро, зло, совесть, честь, справедливость, счастье; нравственные правила – не убий, не укради и т.д. Моральное сознание отражает так же те качества личности, которые придают ей нравственный характер – это добродетели: доброта, милосердие, сострадание, скромность, честность и т.д. На наш взгляд, наука как вид деятельности обязательно включает определенный набор ценностей и соприкасается с моралью напрямую, несмотря на то, что есть точка зрения, утверждающая нейтральный этический статус науки. Этическая нейтральность науки подчеркивается в рамках инструментализма. Наука – это только инструмент, а инструмент не может быть ни злым, ни добрым. Тем не менее, отстаивая такие ценности, как объективность истины, доказательность истины, поиск истины как величайшую ценность, наука формирует особый мир ценностей, предостерегая людей от поспешных решений и слепой веры. Одним словом, с позиции наук – добро должно быть не только «чистым», но и «умным».
в) Наука и право
Право как форма общественного сознания представляет собой совокупность норм поведения и норм социальных отношений, зафиксированных в "писаных" законах и других документах, охраняемых силой государства. Нормы права опираются на государственное принуждение, этим они отличаются от норм морали.
Современная наука представляет собой мощную силу и не может находиться над правом. Всевозможные исследования под грифом «секретно», безусловно, должны быть под контролем правовых механизмов государства и мирового сообщества. Иначе огромная энергия научных открытий может быть направлена на разрушение человеческой цивилизации.
 г) Наука и политика
Политика как сфера общественного сознания представляет собой систему распределения и осуществления власти внутри государства и между государствами. Важным элементом политики является идеология – совокупность идей, идеалов, программ, выражающих интересы и цели определенных социальных групп.
Связь науки и политики в настоящее время представляет собой неоспоримый факт. Более того, большая наука – это всегда политика, так как лидерство страны в области передовых технологий определяется наукой. И только те страны смогут обеспечить свое будущее, которые будут успешно развивать науку.
д) Наука и религия
Религия как форма общественного сознания представляет собой веру в существование сверхъестественных сил и существ, которые влияют на жизнь человека и мира в целом. Объекты веры, постулаты веры не могут подвергаться критике верующими, так как они признаются священными объектами. Положения религиозной веры выражаются в форме догматов – тезисов, критика которых запрещена. Отступление от канонов - ересь.
Отношения науки и религии всегда складывались не просто. Причина лежит в диаметральной противоположности науки и религии. Религиозное знание – догматично, научное знание антидогматично, религиозные истины должны приниматься на веру, научные истины обязательно доказываются. Наука нацелена на преобразование, изменение внешнего мира, религия выступает силой, примиряющей человека с окружающей действительностью. Концепция двух истин, сформулированная еще в Средние века, выражает попытку разделить сферы науки и религии, сделать так, чтобы между ними не было конфликта: познание Бога – дело религии, познание природы – дело науки. Однако попытка определить отношения между наукой и религией по принципу дополнительности в современном мире представляется сомнительной, так как всегда опасно, когда какая-то система идей выведена из-под критики.
е) Наука и искусство
Искусство как форма общественного сознания представляет собой мир художественных образов, отражающих окружающую действительность через призму субъективного мировоззрения художника средствами слова, звука, красок, формы, движения и т.д. Искусство обращено к душе человека и отражает определенное, эстетическое отношение человека к миру. Предназначение искусства – вызывать те или иные чувства, пробуждать эмоциональную сферу человека. Главное, что должно делать искусство, – это волновать.
Искусство имеет собственный язык, но оно в значительной степени является средством познания и понимания окружающего мира, как и наука. И наука, и искусство являются творческими видами деятельности. И наука и искусство конструируют различные типы реальности и служат человеку в его стремлении жить и развиваться.
Таким образом, наука как форма общественного сознания, взаимодействуя с другими формами, является важнейшим элементом культуры. Мир материальных и духовных ценностей в рамках культуры не может существовать без науки. В последнее время, когда развитие техники осуществляется на базе науки, мир артефактов увеличился в сотни раз и представляет собой своеобразный феномен современной культуры, изменился и человек под воздействием научно-технического прогресса. Более подробно все эти явления будут рассмотрены в следующих главах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий