Процесс становления науки, как социального института начался с момента возникновения науки, еще в Античности.
Например, несколько столетий существовал пифагорейский
союз, почти тысячу лет просуществовала Академия
Платона и Ликей Аристотеля. В эпоху эллинизма в
Александрии создается научный центр Мусейон, где ученые поддерживались
государством, а в библиотеке при Цезаре хранилось700 тысяч свитков.
В эпоху средневековья в распоряжении арабских ученых были библиотеки и
обсерватории. Алхимики имели свои частные лаборатории.
На рубеже 11-12 веков наука постепенно перемещается в университеты. С 17
века процесс институализации науки переходит на качественно новый уровень. До
сих пор научное знание развивалось в тесной связи с философией и религией,
начиная с 17 века, происходит выделение науки в качестве самостоятельного
социального организма. Возникают научные общества, научные академии, начинается
издание научных журналов. На рубеже 10-20 веков создаются крупные научные
институты и лаборатории, во второй половине 20 века – города науки.
Начиная с 17 века, объем научной деятельности (количество открытий и
изобретений) удваивался примерно каждые 15 лет. В 20 веке, по данным ЮНЕСКО, ежегодное
увеличение числа научных сотрудников составляло 7%. В настоящее время наука включает
в себя 15 тысяч научных дисциплин, более 100 тыс. журналов и несколько
миллионов научных работников, которые составляют 6-8% от всей численность
наемных работников.
В настоящее время 40% научных исследований ведется под грифом «секретно» по
заказам военных ведомств и крупных промышленных компаний.
В науке действует специфическая система наград и поощрений.
Самой высокой и престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии
с 1901 г .,
а в экономике с 1969 г .
является Нобелевская премия. До 2000
г . было присуждено около 450 премий. Российские и
советские ученые удостаивались этой награды 12 раз.
Важнейшим показателем развития науки являются защиты диссертаций. С момента
утверждения в 1934 г .
ВАК число дипломов о присуждении ученых степеней в СССР и РФ составляет свыше
1,5 млн. единиц. За весь 19 и начало 20 века в России было защищено 8 тысяч
магистерских и докторских диссертаций.
Средний возраст ученых в России сегодня 36 лет для кандидатов наук и 49 лет
для докторов наук.
В целом, в настоящее время наука как социальный институт представляет собой
взаимодействующие друг с другом научные сообщества, организации и учреждения,
начиная от небольших творческих коллективов кафедр и лабораторий и заканчивая
огромными научно-исследовательскими институтами и наукоградами. Наука
превратилась не только в производительную силу, став элементом
материально-производственной сферы общественной жизни, но и в самостоятельную
сферу социально-политической жизни.
Наука – это сложная система социальных, технических и информационных
связей; это и сфера бизнеса, и юридическое лицо, и мощная техническая,
социальная, политическая и культурная сила, активно преобразующая современное
общество.
Наука как
специфический вид деятельности детерминирована определенными
целями и ценностными ориентирами. Как было сказано выше, цель науки –
описание, объяснение, предсказание, создание процессов и явлений
действительности на основе открываемых ею законов, теорий, идей и других
средств познания для удовлетворения потребностей общества и человека. Основные функции науки – преобразование
окружающего мира для выживания человечества и объяснение окружающего мира для
того, чтобы человек мог в нем ориентироваться.
В связи с этим деятельность ученых в идеале определяют следующие ценности:
·
поиск истины как основная цель,
·
преданность и бескорыстное служение науке,
·
коллективизм,
·
честность,
·
критика как обязательный элемент научной деятельности,
·
антидогматичность,
·
открытость
новым идеям,
·
забота о будущем мира, устремленность в будущее,
·
воспитание и подготовка молодых ученых,
·
универсализм: результаты научной деятельности – достояние
всего человечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий